Стратсессия:
с кем выстраивать стратегию развития бизнеса
Получите бесплатную консультацию:
Стратсессия — это собрание, на котором сотрудники компании совместно с руководством устанавливают бизнес-цели и продумывают план их достижения. Сейчас проводить стратегические сессии наиболее актуально: изменения на рынке происходят все чаще. Еще 20 лет назад можно было разработать один четкий бизнес-план и следовать ему, сейчас же его нужно регулярно обновлять — чтобы стратегия соответствовала изменениям рынка.

В статье рассказываем о самом главном ресурсе стратсессии — человеческом. Разбираемся, кто должен принимать участие в собрании и кому его лучше вести.
Кому вести стратсессию

К проведению собрания можете привлечь внутреннего сотрудника или внешнего фасилитатора. В каждом из вариантов есть свои преимущества и недостатки. Перечислим их.

Внутренний сотрудник

  • Преимущества
    • Разбирается в специфике бизнеса. Знает об особенностях и процессах компании, представляет ее цели.

    • Заинтересован в том, чтобы компания экономила. Кроме того, не придется тратить средства на внешнего фасилитатора.

    • Легко налаживает коммуникацию с сотрудниками. Знает своих коллег и их сильные стороны. Это позволяет свободно обмениваться мнениями и продуктивнее простраивать стратегию.
  • Недостатки
    • Может необъективно оценить ситуацию. В таком случае решения будут приниматься через призму личных интересов ведущего или его предвзятого отношения к другим сотрудникам / ситуации в целом.

    • Ему может не хватить опыта. Даже если такой сотрудник компетентен в своей области, не факт, что он так же успешно справится с ролью ведущего стратсессии.

    • Сложно генерировать новые идеи. Это связано с тем, что представления о бизнесе ограничиваются знаниями о компании.

Внешний фасилитатор

Профессиональный фасилитатор — эксперт, который качественно проведет страцессию: он разбирается в деловых коммуникациях. Фасилитатор приведет к более обдуманным результатам, особенно если специализируется конкретно на вашей нише.

  • Преимущества
    • Оценивает ситуацию нейтрально и объективно. У него нет собственных интересов по отношению к компании.

    • Устраняет конфликты. Или направляет их на достижение общих для компании целей.

    • Делится с бизнесом опытом и привносит свежие идеи. Знает, какими способами развивают бизнес другие компании
  • Недостатки
    • Не знаком с процессами конкретно вашего бизнеса. Не так глубоко погружен в специфику компании.

    • Ему нужно заплатить за услуги.
Кому следует участвовать в стратсессии


Руководителям основных подразделений

  • Директор маркетинга. Даст представление о том, как услуги или продукты работают на рынке.

  • Директор продаж. Может рассказать, как происходят продажи на данный момент и помочь определить их стратегию.

Топ-руководству

  • Ген директор. От него зависит, каким будет конечное решение с учетом всех предложений.

  • Финансовый директор. Поможет оценить, насколько выполнима стратегия с финансовой точки зрения.

Специалистам аналитики

Если данных, которые важно рассмотреть, много — их аналитика поможет обосновать эффективность той или иной стратегии.

Экспертам и консультантам по стратегии

Они помогут свежими идеями и дадут внешний взгляд на вещи. Кроме того, эксперты индустрии шире смотрят на ситуацию и понимают тенденции рынка.

Представителям сотрудников

Желательно, чтобы присутствовал представитель каждого из отделов — они также могут предложить новые решения и дать руководству разные точки зрения на стратегию развития бизнеса.

Чтобы подробнее узнать, как проводится стратсессия и как оценить ее результат — читайте эту статью.
Заключение

Современный бизнес активно меняется и развивается, поэтому важно регулярно проверять актуальность его стратегии — проводить стратсессии. Эффективность таких собраний во многом зависит от правильного выбора участников. Если грамотно определить состав стратсессии, обсуждение будет продуктивным: будут рассмотрены разные точки зрения, предложены свежие идеи и внедрен ценный опыт. Однако к стратсессии необходимо подготовить не только участников. Какие еще аспекты учесть — читайте в этой статье.