В бизнесе регулярно появляются инновации, а правила игры постоянно меняются. Поэтому каждой компании важно регулярно проводить стратегические сессии. Стратсессия — это собрание, которое помогает обновить план развития бизнеса в зависимости от специфики компании и изменений рынка. Однако чтобы собрание прошло успешно, к нему важно тщательно подготовиться: правильно назначить ведущего, привлечь специалистов отрасли и выполнить множество других действий.
О том, как подготовиться к страцессии и каким моментам уделить внимание, чтобы разработать эффективную стратегию бизнеса — читайте в статье.
Выбираем ведущего стратсессии
Чтобы стратсессия прошла успешно, ведущий должен уметь направлять дискуссию команды, вести диалог и правильно задавать вопросы, поддерживать продуктивное обсуждение, контролировать тайминг. Кроме того, ему предстоит организовать пространство и быть готовым разрешить непредвиденные ситуации в моменте. Поэтому важно, чтобы ведущий соответствовал следующим критериям:
1) Имел опыт в стратегических сессиях. Когда у человека есть навык, он может предвидеть некоторые ситуации и обдумать их разрешение заранее. Если при этом человек уже сталкивался с нишами, близкими вашей компании — ему будет проще разобраться в нюансах.
2) Понимал отрасль вашего бизнеса. Это поможет быстрее адаптироваться к особенностям вашей организации и предложить рабочие решения ваших задач.
3) Вел собрание нейтрально и объективно. Это поможет прийти к честному итогу, который не основан на интересах ведущего или его предвзятом отношении к стратегии / коллегам.
4) Обладал коммуникативными навыками. Ведущий должен внимательно выслушивать всех участников и предоставлять каждому возможность выговориться. При этом он сам должен корректно формулировать вопросы.
5) Мог управлять группой. Важно, чтобы человек умел управлять конфликтами, вовлекал аудиторию в процесс и создавал доверительную обстановку.
6) Мог адаптироваться к ситуации. Обсуждение может переходить к непредвиденным аспектам, поэтому ведущий должен гибко настраивать разговор и направлять его на решение задач.
Определяем локацию стратсессии
В обязанности ведущего стратсессии также входит выбор места для собрания. Нужно выбрать такое пространство, где провести стратсессию никто не помешает. Здесь должен быть экран с проектором, аудио- и видеотехника / возможность их установить. В помещении также должны находиться удобные стулья и столы. Кроме того, понадобятся доски с маркерами — чтобы визуализировать важные стратегические моменты. На момент перерывов организуйте также стол с перекусом и напитками.
Провести сессию можно и в онлайн-формате. Однако лучше организовать очную встречу — чтобы поместить участников в общую продуктивную обстановку. Для этого выберите место, куда участникам будет удобно добраться.
Рассчитываем время
В зависимости от конкретной ситуации и количества необходимых изменений, стратсессия может длиться разное количество времени. Определите, сколько его понадобится в вашем случае — чтобы четко придерживаться тайминга. Такие собрания могут длиться:
Один день. На стратсессию в таком случае уделяйте 4–6 часов. Этот вариант подходит вам, если нужно обсудить конкретный вопрос или если у вас небольшая компания.
Два–три дня. Актуально, если нужно обсудить множество вопросов или полностью изменить стратегию: на глубокое обсуждение и разработку плана уйдет много времени.
Учтите: когда сессия завершится, понадобится время на доработку деталей стратегии. А когда все уточнения будут внесены, план еще нужно внедрить.
Что еще подготовить к стратсессии
Чтобы максимально эффективно использовать отведенное время, выполните еще несколько этапов подготовки:
1
Определите цели собрания.
Зафиксируйте, к каким результатам хотите привести компанию: обсудить настоящую стратегию, улучшить ее или разработать новую с нуля.
2
Соберите необходимую информацию.
Сформулируйте повестку, определите темы и обсуждений. Спрогнозируйте, каким образом участники могут эффективнее взаимодействовать друг с другом.
3
Разработайте программу.
Сформулируйте повестку, определите темы и обсуждений. Спрогнозируйте, каким образом участники могут эффективнее взаимодействовать друг с другом.
4
Определите желаемый результат.
Зафиксируйте, какой исход встречи будет положительным, а какой станет неудачей.
5
Выберите участников.
Определите, кто может предложить эффективные решения, кто просчитать реализуемость стратегии и т.д. Возможно, придется привлечь внешних консультантов и специалистов в вашей сфере.
Заключение
Успешная стратсессия начинается не в момент ее проведения, а намного раньше — с тщательной подготовки и планирования. Если собрание спланировать грамотно, можно одновременно разработать эффективную стратегию и мобилизовать команду к достижению общих целей. Для этого важно правильно выбрать участников стратсессии. О том, кого позвать на собрание — читайте в этой статье.