Развиваем бизнес:

как провести стратсессию и оценить ее результаты
Получите бесплатную консультацию:
Стратегическая сессия или стратсессия — это ключевой инструмент в современном бизнес-планировании. Это собрание, на котором разрабатывается или корректируется стратегический курс организации. То, насколько эффективно оно проходит, влияет на будущее компании.

Кроме того, успех дальнейшего ведения бизнеса зависит от грамотной рефлексии после мероприятия. Оценка результатов страцессии помогает спрогнозировать, как принятые решения повлияют на будущее бизнеса в долгосрочной перспективе. В статье разбираемся, как проходит стратсессия и как оценить ее эффективность.
Этапы стратсессии

В зависимости от конечных целей собрания, его этапы могут меняться и дополняться. Однако среднестатистическая стратсессия проходит следующие стадии:

  • 1
    Подготовка к стратсессии.
    Определяется ведущий собрания — внутренний сотрудник или внешний фасилитатор. Определяется время и место собрания, подготавливается необходимое оборудование и т.д. Подробнее о подготовке к стратсессии читайте здесь.
  • 2
    Открытие собрания.
    Ведущий вводит участников в общий контекст и поясняет цели встречи. На этом этапе важно донести до участников, к какому результату должно привести собрание — чтобы они максимально включились в процесс.
  • 3
    Обзор текущего положения дел.
    Аналитики рассказывают о состоянии бизнеса на момент собрания. Совместно участники анализируют внутренние и внешние факторы, которые влияют на него. Затем выстраивается модель общего понимания перспектив и угроз, слабых и сильных сторон компании.
  • 4
    Определение желательного будущего для бизнеса.
    Участники совместно формулируют видение будущего компании. Оно должно быть определено четко, реалистично и вдохновляюще.
  • 5
    Разработка стратегии.
    На этой стадии определяются достижимые цели и формулируются задачи — они и составляют стратегию.
  • 6
    Принятие окончательного решения.
    Обсуждаются все идеи, и участники совместно приходят к наиболее подходящему варианту.
  • 7
    Разработка плана.
    Назначаются ответственные за выполнение различных задач, устанавливаются сроки их достижения.
  • 8
    Оценка эффективности стратсессии.
    Участники дают обратную связь по сессии, делятся впечатлениями.
  • 9
    Подведение итогов.
    Ведущий резюмирует принятые решения и озвучивает следующий этап в развитии компании.
Чтобы стратегическая сессия прошла эффективно, придерживайтесь следующих принципов:

  • Гибкость. Сессия должна проводиться по регламенту, но при этом подстраиваться под ход обсуждений и новую информацию.

  • Протоколирование. Ведение документации помогает зафиксировать все важные положения встречи, а они определяют дальнейшую работу.

  • Дружелюбное взаимодействие. Позволяет участникам открыто высказываться на каждом этапе встречи.

Оцениваем стратсессию: показатели успеха и неудачи


Если удалось достичь цели стратсессии, собрание прошло успешно. Определить это можно по следующим показателям:

1) Видение будущего компании понятно всем. Участники поняли миссию и дальнейшие цели компании. Чтобы проверить это, проведите анонимное анкетирование.

2) Получилось разработать план действий. Созданную стратегию реально реализовать. Для достижения целей прописаны конкретные шаги и сроки, назначены ответственные.

3) Приняты необходимые решения. Продуманы возможные отклонения от основного плана и дальнейшие действия участников. При этом, удалось достичь общего согласия.

4) Активное взаимодействие. Участники были вовлечены в процесс и активно общались. Они развернуто отвечали, задавали важные вопросы и озвучивали свои идеи.
К показателям неудачи можно отнести следующие:

1) Не было активного общения. Возможно, ведущему не удалось настроить доверительную обстановку или вовремя простимулировать активность дискуссии.

2) Нет ясности в понимании целей. Участники не до конца освоили цели компании или ее дальнейшие шаги. В таком случае лучше пояснить и уточнить решения.

3) Обсуждение было неструктурированным. Нарушался тайминг и логика обсуждения, или участники переходили к незапланированным темам.

4) Отсутствие конкретики. Когда нет четкости и уточнений, страдает реализация плана. Поэтому важно прописать все шаги достижения целей.

5) Участники не готовы к изменениям. В таком случае компания едва ли сможет реализовать все цели: она столкнется с трудностями и сопротивлением. Необходимо подготовить сотрудников к изменениям.

Чтобы достичь успеха в будущем, не обязательно сразу менять все коренным образом. Достаточно постепенно вводить корректировки в план. Это поможет компании последовательно адаптироваться к изменениям.
Определяем конечный результат стратсессии

Чтобы объективно оценить итоги встречи, опирайтесь на следующие факторы:

  • 1
    Соответствие результатов ожиданиям.
    Сравните, насколько результаты сессии отвечают изначальным целями и ожиданиями.
  • 2
    Какой сформирован образ будущего.
    Для этого проанализируйте обратную связь участников: как они видят глобальные цели компании.
  • 3
    Какие решения приняты.
    Определите, насколько итоги обсуждений соответствуют установленным целям.
  • 4
    Уровень взаимодействия.
    Определите, насколько активно участники обсуждали стратегию, как часто задавали вопросы.
  • 5
    Какая подготовлена почва для изменений.
    Оцените, какие предпосылки есть для успеха стратегии и насколько сотрудники готовы к ее реализации.
  • 6
    Удалось ли достичь согласия участников.
    Чтобы понять это, можно провести анонимные опросы.
  • 7
    Сформулирован ли четкий план действий.
    Определите, насколько подробно обозначены шаги, сроки их реализации и ответственные лица.
Заключение

Если стратегическая сессия прошла успешно, она помогает развить компанию в двух направлениях: сформировать или скорректировать стратегию компании, а также укрепить коммуникацию в коллективе. Все это способствует устойчивому развитию бизнеса в долгосрочной перспективе. Чтобы получить от собрания такой результат, важно не только тщательно проработать каждый этап собрания. К нему необходимо подготовиться и правильно определить участников — в конечном счете результат зависит от них. Чтобы узнать, кого обязательно нужно позвать на собрание — читайте эту статью.