Нарушение, за которое штрафуют не только селлеров, но и маркетплейсы
Получите бесплатную консультацию:
Речь идет о продаже контрафактных продуктов на онлайн-площадках. В первую очередь за продажу подделок ответственность несут селлеры маркетплейсов: они уплачивают штрафы, рискуют столкнуться с блокировкой аккаунта и другими последствиями. Однако за продажу контрафактных товаров селлерами ответственность несут и сами маркетплейсы. Подробнее о том, что грозит площадкам и их продавцам в 2024 г. за это нарушение — рассказываем в статье.
Какую ответственность за продажу подделок несут селлеры

Если пользователь маркетплейса заметит, что ему продали поддельный продукт, он может подать жалобу на селлера. И если подделка подтвердится, продавца ждут серьезные последствия — какие именно зависит от конкретной площадки.

В любом случае товар будет признан подделкой, если:
  • Нарушены авторские права или есть нарушения в товарном знаке
  • Продукт не соответствует стандартам качества
  • На товар нет лицензии или сертификата
  • Селлер отразил в карточке недостоверную информацию о товаре.

На примере Ozon и Wildberries рассмотрим, как площадки штрафуют селлеров за контрафакт.
Ozon

Чтобы не допустить продажи подделок, сотрудники маркетплейса с помощью нейросетей проверяют карточки товаров и изучают отзывы пользователей. Вместе с тем, еще до начала продаж селлер должен предоставить площадке документы, которые подтверждают подлинность продукции: декларацию, сертификат или отказное письмо.

Если продавец все-таки предлагает на маркетплейсе контрафактные товары, Ozon может удалить его карточки без возможности восстановить их. Кроме того, продавец получит штраф — его размер будет зависеть от объемов поддельной продукции и количества нарушений. При первом нарушении селлера также ждет публичное предупреждение: пользователи будут знать, что продавец ранее предлагал контрафактные продукты. При повторном нарушении аккаунт продавца будет заблокирован.
Wildberries

Прежде чем начать продажи на площадке, селлеры подписывают оферту, которая подтверждает, что их продукция соответствует всем требованиям площадки и нормам государства. Кроме того, на все товары продавец обязан предоставить сертификат, декларацию или отказное письмо — эта мера также снижает вероятность продажи подделок.

Если селлер все-таки нарушил правило, его ждут штрафы и высокая вероятность блокировки на маркетплейсе. Размер штрафов может варьироваться в зависимости от объема и типа проданного контрафакта. Wildberries также может приостановить или навсегда закрыть доступ продавца на платформу, что может привести к значительным финансовым потерям и ущербу для репутации продавца. Эти меры являются частью широких усилий Wildberries по обеспечению подлинности товаров и защите потребителей.
Какую ответственность за продажу подделок несут сами маркетплейсы

Минпромторг за торговлю контрафактными продуктами наказывает и онлайн-площадки. Маркетплейсы несут юридическую ответственность за продажу поддельных продуктов на своих платформах.

Во-первых, маркетплейсы обязаны принимать меры для предотвращения продажи контрафактной продукции. Это включает в себя проверку продавцов, их товаров и соблюдение процедур по обеспечению подлинности товаров. Если маркетплейс не соблюдает эти требования и позволяет продажу поддельных товаров, он может столкнуться с правовыми исками, штрафами от регуляторных органов и потерей доверия потребителей.

Во-вторых, если покупатель приобретает подделку через маркетплейс и обращается с жалобой или иском, маркетплейс может быть привлечен к ответственности, если попытается самостоятельно вернуть средства пользователю или компенсировать ущерб. Маркетплейсы должны сотрудничать с правоохранительными и регуляторными органами в случаях обнаружения контрафакта, или им грозят штрафы.
Зачем нужны такие меры

Изначально не все онлайн-площадки признавали свою ответственность за продажу селлерами поддельной продукции. Некоторые из маркетплейсов заявляли, что выступают только в качестве витрины и логистического агента, а за качество товаров отвечает сам продавец.
Меры Минпромторга стимулируют онлайн-площадки тщательнее проверять своих селлеров. Это снижает вероятность продажи поддельных товаров и обеспечивает безопасность конечному потребителю. 
Селлеры, сотрудничающие с маркетплейсами, должны понимать, что продажа качественной и подлинной продукции — выгоднее. Это поможет развить бизнес и обеспечить долгосрочный успех на площадке.
Подделки не только наносят ущерб репутации продавца и вызывают недовольство клиентов, но и могут привести к серьезным финансовым потерям из-за штрафов и санкций со стороны маркетплейсов. Вложение в надежных поставщиков и подлинные товары обеспечивает стабильный доход, повышает удовлетворенность клиентов и способствует устойчивому росту на конкурентном рынке.