Отказное письмо для селлера маркетплейса: кому понадобится и как оформить
Получите бесплатную консультацию:
Отказное письмо для селлера маркетплейса: кому понадобится и как оформить
В современной торговле, где множество товаров ежедневно поступает на онлайн- и офлайн-платформы, сертификация продукции стала важной для защиты потребителей. Этот процесс не только гарантирует соответствие товаров определённым стандартам качества и безопасности, но и защищает интересы потребителей.

Однако не все товары требуют обязательной сертификации. В некоторых случаях продавцы могут воспользоваться отказным письмом — документом, который подтверждает отсутствие необходимости сертифицировать конкретный продукт. В статье рассказываем, что представляет собой отказное письмо, кому и зачем оно может потребоваться, а также как правильно его оформить.
Зачем нужно отказное письмо и в каких случаях

Перед тем, как начать продавать, каждый селлер должен проверить свой продукт на наличие в этих этих списках:
  • Постановление Правительства № 2425
  • Технический регламент Таможенного союза

Если товар есть в этих перечнях — значит, для его продажи требуется сертификация. Если его там нет, то можно оформить отказное письмо. Это документ, который подтверждает, что продукт не обязательно сертифицировать, чтобы продавать его.

Проверить продукт на необходимость сертификации очень важно: в противном случае можно столкнуться с высокими штрафами и закрытием бизнеса. Если вам трудно самостоятельно разобраться в формулировках вышеперечисленных документов, обратитесь за помощью к специалисту.

Отказное письмо оформлять не обязательно, законодательство РФ не требует этого от селлеров. Однако маркетплейсы рекомендуют своим продавцам оформить этот документ, чтобы предоставить его покупателям в случае запроса. По требованию контролирующих органов или пользователей онлайн-площадка может запросить у вас письмо, и вы должны будете предоставить его в течение 3-х дней, иначе ваши карточки заблокируют до момента, пока вы не оформите документы. Кроме того, придется возместить маркетплейсу упущенную прибыль.
Обратите внимание: если Яндекс Маркет уже при регистрации проверит наличие у селлера отказного письма, то Сбер Мегамаркет, Ozon и Wildberries делать этого не будут. При этом площадки могут запросить у вас документ в любое время.
Есть еще один способ для селлеров подстраховаться на случай проверок — сертифицировать товар, даже если для его категории это не требуется. Однако это более сложная и затратная процедура, чем оформление отказного письма.

Пример. Сертификация необходима для реализации следующих товаров:
  • детские карнавальные костюмы
  • медицинские приборы
  • столовые приборы
  • нательное белье
  • товары для ухода за телом

Для торговли следующими товарами может потребоваться только отказное письмо:
  • заколки и резинки для волос
  • костюмная бижутерия
  • новогодние гирлянды
  • дождевики и портативные зеркала
  • товары для офиса и школьные принадлежности
По каким правилам работает отказное письмо

  • Оформлять отказное письмо могут как юрлица и ИП, так и самозанятые.
  • На несколько юрлиц сразу оформить отказное письмо нельзя, придется запрашивать отдельное для каждого. В каждое такое письмо можно внести до 20 товарных позиций. Дополнить список, если ваше письмо уже оформлено, не получится — придется оформлять заново и включать туда полный список ваших товаров. Если у вас больше 20 продуктов, нужно будет оформить дополнительное отказное письмо.
  • Отказное письмо оформляется бессрочно — до внесения правок в законодательство о сертификации товаров.
  • Если вы поменяли реквизиты или юрлицо, или расширили ассортимент — нужно оформить новое отказное лицо.

Пример. Игорь, владелец небольшого интернет-магазина, специализируется на продаже декоративных подушек через маркетплейс Озон. Изначально он получил отказное письмо на подушки с льняными чехлами, подтверждающее, что такой товар не требует сертификации. Через несколько месяцев Игорь решил расширить ассортимент и добавил в него подушки с чехлами из искусственного меха. Несмотря на то, что оба вида товаров относятся к категории домашнего текстиля, материалы различаются, и Игорю потребовалось новое отказное письмо для новой категории товаров, чтобы подтвердить отсутствие необходимости сертифицировать искусственный мех.
Что должно быть в отказном письме

Единого стандарта для формы отказного письма нет. Поэтому организация, в которую вы обратитесь за оформлением письма, оформит его на свое усмотрение. Когда будете получать бумагу, проверьте, чтобы в ней были эти сведения:
  • Сведения о заявителе
  • Сведения об организации. которая подготовила письмо
  • Номер письма и дата его составления
  • Сведения о продаваемых продуктах, их коды
  • Обоснование письма: ссылки на регламенты и постановления.

Так выглядит образец письма:
Что должно быть в отказном письме
Как оформить письмо для маркетплейсов

В целом процедура одинакова для всех площадок и зависит от того, товары какой страны вы предлагаете на маркетплейсе.
Если производитель — российская компания. В этом случае просто обратитесь за письмом к этому производителю.

Если производитель — НЕ российская компания. В этом случае обращайтесь к организациям, которые занимаются сертификацией. Проверьте, чтобы у компании была аккредитация: она должна числиться в соответствующем реестре.

Оформить письмо можно за 3-5 дней по стоимости от 3 000 ₽ до 5 000 ₽.
В зависимости от центра, в который вы обратитесь, у вас могут запросить разный пакет документов. Обычно просят следующую документацию:
  • Заявление на получение письма. Его нужно будет написать уже в самом центре, по его форме.
  • Учредительные бумаги заявителя
  • Реквизиты
  • Названия продуктов. Если вы сами смогли определить их коды ОКПД 2 и ТН ВЭД — то их тоже нужно предоставить.
  • Информация о продаваемых продуктах: их артикулы, фото, этикетки, марки и тех характеристики
В современной торговле отказные письма становятся все более актуальными, учитывая стремление пользователей приобретать безопасную и качественную продукцию. Отказное письмо подтверждает, что продукт соответствует нормам и стандартам, что особенно важно для товаров, которые попадают в серую зону требований к сертификации. Это не просто юридическая формальность, а способ укрепить доверие потребителей и упростить взаимодействие с контролирующими органами, минимизируя риски и затраты на возможные проверки.