Как проверить поставщика, партнера или контрагента на благонадежность
Получите бесплатную консультацию:
Бизнес не может строиться просто на доверии. Каждый предприниматель должен понимать, с кем имеет деловые отношения. Это нужно, чтобы избежать потерь: финансовых, репутационных и других. Проверка надежности партнеров может показаться трудным процессом для начинающих бизнесменов. Однако есть простые шаги, чтобы сделать это.

В статье рассказываем, как проверить партнеров и какие методы проверки рекомендованы налоговыми службами для гарантии добросовестности компаний.
Проверяем контрагента: этапы
Если хотите узнать, насколько надежен ваш контрагент — следуйте этим простым шагам. Нет необходимости применять каждый из них: если первые несколько пунктов подтверждают благонадежность, скорее всего ваш партнер честен с вами.
  • 1
    Воспользуйтесь быстрым поиском ФНС
    На сайте ФНС доступны сервисы для проверки контрагентов по ИНН, ОГРН, и другим критериям.

    Когда проверяете, обратите внимание, в каких видах деятельности занята компания. Будьте осторожны в случае, если компании предлагают сразу множество услуг — это может обозначить ненадежность. Кроме того, проследите, есть ли у компании записи о недостоверности информации и малом уставном капитале. Используйте сервис «Прозрачный бизнес» от ФНС для комплексной проверки — это поможет минимизировать риски сотрудничества.
  • 2
    Запросите актуальную документацию
    Если контрагент готов предоставить все документы — скорее всего, он надежный. Запросите следующую документацию у партнера:

    • ИНН или документ о постановке на учет в ФНС
    • Устав
    • Подтверждение о присвоении ОГРН
    • Протокол назначения гендиректора
    • Паспорт руководителя компании — копия
    • Свидетельство о присвоении ОГРНИП — для ИП

    Если организация зарегистрировалась после 2017 года — будет достаточно записи в электронном реестре.

    Проверять через официальный сайт МВД паспорт  руководителя важно, чтобы исключить возможность связи с мошенником. Нужно, чтобы документ не числился в  перечне недействительных паспортов.
  • 3
    Проверьте юридический адрес контрагента
    Анализ юридического адреса компании может выявить потенциально неблагонадежного партнера. Основной признак — использование «массового адреса», на который зарегистрировано большое количество компаний.

    Обнаружение массового адреса у поставщика может сигнализировать о том, что компания реально не работает по этому адресу. В случае юридических споров, обнаружить физическое местонахождение такой компании может стать невозможным. Это особенно критично для компаний, которые утверждают о производственной деятельности в физическом сегменте экономики.
  • 4
    Проверить руководителя: не дисквалифицирован ли он
    Дисквалификация отбирает у человека возможность руководить компаниями или представлять их интересы. Нарушение правил может привести к административной ответственности. Сведения о лицах с дисквалификацией доступны в реестре или через сервис «Прозрачный бизнес».
  • 5
    Проверьте компанию на банкротство
    Для уточнения статуса потенциального партнера относительно банкротства используйте федеральный реестр «Федресурс». Там доступна информация о наличии процедуры банкротства или этапа конкурсного управления в отношении компании.

    Сотрудничество с компанией, признанной финансово несостоятельной, сопряжено с рисками — такое юрлицо не вправе вступать в договорные отношения. В случаях, когда банкротство только объявлено, существует шанс на исправление финансового состояния фирмы.

    Тем не менее, обычно это указывает на проблемы с финансами — значит сотрудничество потенциально опасно.
  • 6
    Посмотрите, не исключена ли компания из ЕГРЮЛ
    Оценка надежности партнера подразумевает изучение данных в «Вестнике государственной регистрации» о возможном исключении контрагента из ЕГРЮЛ. Наличие такой информации часто указывает на попытку мошенничества со стороны потенциального бизнес-партнера.
  • 7
    Поищите контрагента в ФССП — базе судебных приставов
    Следует удостовериться в отсутствии у организации задолженностей и исполнительных производств — эти данные доступны на сайте ФССП. Процесс взыскания задолженности активируется после проигрыша компании в суде и ее отказа выполнять обязательства. Взаимодействие с такой компанией несет риски.
  • 8
    Проверьте партнера в картотеке арбитражных дел
    Этот инструмент позволяет получить информацию о судебных делах, в которых участвует компания, а также о сторонах и предметах этих споров. Присутствие в судебных разбирательствах не всегда указывает на проблемы компании — зачастую это способ защиты своих прав.

    Однако большое количество судебных дел, особенно по финансовым вопросам и жалобам на качество услуг, может требовать более тщательного анализа потенциального партнера. В арбитражной документации вы найдете общие сведения о деле, перечень участников, описание процесса и результаты на каждом этапе судебного разбирательства.
  • 9
    Узнайте, насколько прибыльный у него бизнес
    Чтобы оценить финансовое положение компании, изучите ее бухгалтерскую отчетность. Доступ к ней предоставляется через сайт «Прозрачный бизнес» или Центр раскрытия корпоративной информации.

    Если у вас недостаточно знаний для анализа отчетности, целесообразно обратиться за помощью к квалифицированному бухгалтеру. Эксперт проанализирует финансовые показатели деятельности фирмы за последние несколько лет и сделает вывод о ее рентабельности. Наличие стабильной прибыли указывает на финансовое благосостояние и надежность будущего партнера.
  • 10
    Узнайте, не истек ли срок лицензий и доверенностей
    Если заключаете договор с доверенным лицом контрагента — удостоверьтесь в действительности его полномочий. Отсутствие действующей доверенности делает сделки такого рода нелегитимными.

    Также важно проверять актуальность лицензии контрагента на осуществление его деятельности. Срок ее действия имеет решающее значение, поскольку просроченная лицензия влечёт за собой недействительность заключенных договоров.


    Проверка потенциальных партнеров — неотъемлемая часть безопасного бизнеса. Это помогает избежать нежелательных финансовых потерь и сберечь репутацию, позволяет наладить надежные и продуктивные деловые связи. Чтобы проверить контрагента воспользуйтесь конкретными шагами — они не займут много времени, зато минимизируют риски. Если хотите узнать, как интерпретировать информацию, которую нашли о потенциальных контрагентах — читайте эту статью.