Логистика на маркетплейсе Ozon
Получите бесплатную консультацию:
Маркетплейс Ozon предлагает множество вариантов для организации логистики. Например, вы можете хранить товары на нескольких складах / на одном складе или у себя дома. Можете отправлять продукцию в коробках или паллетах, распространять ее в своем и других регионах.

Селлер может выбрать для себя самую выгодную и удобную схему работы. А для этого важно понимать, как устроена логистика площадки. Об этом рассказываем в статье. С опорой на на эту информацию сможете выбрать наиболее подходящий для вас вариант.
Какую схему сотрудничества с площадкой выбрать

На Ozon выделяют три схемы сотрудничества между площадкой и селлером:
  1. FBO — ваши товары отправляются заказчику силами площадки со склада Ozon
  2. FBS — товары отправляются силами площадки с вашего собственного склада
  3. realFBS — доставляете продукт до заказчика самостоятельно
Рассмотрим, какая схема для каких случаев подходит больше всего.
FBO: товар отправляется со склада Ozon

При работе по этой схеме вы самостоятельно доставляете товары до складов маркетплейса, а оттуда он транспортирует их конечному получателю.
Кому подходит схема:
  • Тем, у кого нет своего склада / возможности самостоятельно собирать и обрабатывать заказы
  • Тем, чьи товары пользуются высоким спросом. Комиссия маркетплейса при этом минимальная
  • Тем, кто хочет продавать свою продукцию в разных регионах.
FBS: товар отправляется со склада селлера

Эта схема предусматривает такой план действий: вы храните товар на своем складе и доставляете его в пункт приема Ozon, когда у вас его заказывают. И маркетплейс доставляет продукт получателю.

Кому подходит схема:
  • Новичкам. Если вы еще не знаете, будет ли ваша продукция пользоваться спросом, можете хранить ее у себя. В таком случае не придется платить площадке за хранения.
  • Тем, кто хочет продавать товары, которые сложно хранить на складе маркетплейса. Например, габаритную мебель, которая просто не поместится на складе.
  • Тем, кто хочет свободно распоряжаться своей продукцией.
FBS: товар отправляется силами селлера

При такой схеме вы используете маркетплейс только как витрину для вашего магазина. Все остальные процессы — упаковку, хранение и логистику — берете на себя.

При этом можете выбрать одну из таких схем работы:
  • realFBS Standard: вы должны будете доставлять продукцию за 30 дней;
  • realFBS Comfort: вы должны будете доставлять продукцию за 8 часов;
  • realFBS Express: вы должны будете доставлять продукцию за 30 минут.

Кому подходит схема:
  • Тем, у кого есть место для хранения продукции: свой склад / гараж / дом.
  • Тем, кому удобно самостоятельно доставлять товары. Особенно, если есть партнер-перевозчик.
  • Тем, кто продает сезонные или хрупкие товары. В первом случае не придется переплачивать за хранение товара на складе вне сезона, во втором — можно быть уверенным, что ваш товар не сломается во время транспортировки
Как выбрать склад для поставки товаров

Это, в первую очередь, зависит от схемы сотрудничества с маркетплейсом, которую вы выбрали. Рассмотрим, как выбирать склад для моделей FBS и FBO.

FBS
В этом случае привозить товары на склад маркетплейса не нужно, но нужно создать собственный склад в личном кабинете. Для этого выберите раздел «Логистика» во вкладке FBS и кликните по кнопке «Создать склад».
управление логистикой Озон
FBO

Среди складов можете выбрать региональные или центральные. Оба вида дают свои преимущества: из регионального доставка быстрее (а это значит, что маркетплейс будет продвигать карточки и увеличит тем самым продажи на 20-30%), а центральный склад — принесет больше заказов.

Что еще советуют эксперты при выборе склада:
  • Склад должен максимально близко располагаться к вашей целевой аудитории. Чтобы определить, где потенциальных покупателей больше, войдите в личном кабинете поставщика в отчет по географии продаж.
  • Отправляйте продукцию сразу на несколько складов. Можно комбинировать региональные и центральные склады. Это поможет охватить больше аудитории и протестировать, где товар раскупают лучше.
  • Если решили хранить продукцию на региональных складах, используйте кросс-докинг — услугу Ozon, которая предусматривает перевозку товаров с одного склада на другой. Это поможет быстро распространить товары по всей стране. Стоимость будет зависеть от объемов продукции.
Начинать свои продажи на площадке эксперты рекомендуют именно с модели FBO: поставлять небольшие партии продукции на центральные склады. В таком случае будет высокий оборот товара, а за его хранение на складе практически не придется платить.
Сколько средств запасти для хранения на складе

FBS
Так как вы не храните товары на складе маркетплейса, за хранение платить не придется. Но нужно будет оплатить обработку посылок, которая происходит во время приема вашей продукции. Чтобы доставить товары в пункт приема Ozon, вы можете использовать собственный транспорт или воспользоваться услугой курьера Ozon. В обоих случаях маркетплейсу нужно будет заплатить по тарифу.
Стоимость самостоятельной отгрузки товаров:
Оплачивать нужно каждое отправление. Конечная стоимость зависит от точки отгрузки.
Логистика на Ozon. Стоимость отгрузки
Управление логистикой Озон
Какой вид поставки выбрать

Доставлять товары на склады и пункты приема Ozon можно двумя способами: в коробках и паллетах. У обоих способов есть свои особенности. Разберемся подробнее.

Коробки
За один подход можно поставлять не больше 30 коробок. Если у вас их больше, их нужно разместить на палете. При этом в одну коробку можно сложить продукты разных артикулов, а указывать, что в ней находится — не требуется. Нужно только наклеить на коробку ярлык: он скачивается из личного кабинета при оформлении поставок.
Этикетка Озон
Какие требования маркетплейс предъявляет коробкам:

  • Максимальный объем поставки — 1000 литров
  • Максимум 30 коробок в одной поставке
  • Коробка должна весить не более 20 кг
  • Товары сложить в коробку нужно таким образом, чтобы они не повредились при перевозке
  • Каждая коробка должна быть целой
На складе вам нужно погрузить коробки на палеты.
Паллеты

Они представляют собой деревянный поддон, на который выставляются коробки с товарами или выкладываются отдельные товары. Их нужно использовать в случае, если ваши коробки превышают литраж в 1000 литров или у вас более 30 коробок. При этом можно как составлять сборные паллеты — в которых будут размещаться разные товары, так и монопаллеты — с одним видом товара.

Какие требования маркетплейс предъявляет паллетам:
  • Вес товаров в паллете должен быть не более 800 кг
  • Размеры паллеты должны быть стандартными: 120×80×14,5 см
  • Товары должны размещаться на поддоне аккуратно
  • Максимальная высота паллеты — 220 см
  • Товары должны быть минимум в 3-слойной стрейч-пленке
  • Товары не должны выходить за пределы паллеты больше, чем на 2 см
  • Продукция не должна вываливаться из паллет
Примеры упаковки для Озона
Примеры неправильной упаковки для Озона
Готовим товары к поставке: пошаговая инструкция

Если неправильно подготовить товары к поставке, Ozon может не принять их и вернуть вам обратно. Это может привести к задержкам в продажах и финансовым потерям. Поэтому лучше сразу грамотно подготовить товары. Для этого выполните следующие шаги:

1) Правильно упакуйте продукцию

О требованиях, которые маркетплейс предъявляет к коробкам и паллетам, мы уже говорили выше.

Однако есть и другие моменты, которые важно не пропустить:
  1. На упаковке каждого товара должна быть этикетка. Ее минимальный размер — 40×25 миллиметров, и она должна быть на русском языке.
  2. На каждой упаковке также должен размещаться штрих-код. При этом его не должен закрывать скотч или другие элементы упаковки — чтобы сотрудники могли легко отсканировать его.
Штрихкод можете скачать из личного кабинета. Для этого зайдите в «Товары и цены», перейдите к «Управлению штрихкодами». Здесь кликните по «Списку товаров», в строке товара нажмите на вертикальное троеточие и выберите опцию «Скачать штрихкод в PDF».
Инструкция по поставкам на Озон
Этикетки Озон
Баркод для Озон
Правила по наклейке штрихкодов:

  • Если работаете по схеме FBS. Наклеивайте код на каждую позицию. Если товар слишком маленького размера, чтобы клеить на него код — оберните его в стретч-пленку и наклейке код на нее.
  • Если работаете по схеме FBO. Еще на подготовительном этапе наклейте код на каждый продукт. Если нужна дополнительная упаковка, наклейте и на нее.
  • Если товар должен обязательно маркироваться по «Честному Знаку», на упаковку надо наклеить и код Data Matrix. Это касается обуви, духов, текстиля для дома, верхней одежды и некоторых других товаров.
Наклейте этикетку

Ее нужно разместить уже не на товарах, а на коробках или паллетах. Если вы поставляете товары коробками, клеить этикетки нужно на них. Если паллетами — на одну паллету достаточно одной этикетки.

Чтобы распечатать этикетку, зайдите в раздел FBO в личном кабинете. Там зайдите в «Заявки на поставку» и для каждой поставки скачайте отдельную этикетку.
Этикетки поставок Озон
Оформляем поставку: пошаговый план

В зависимости от того, с какого склада вы отправляете свою продукцию, план будет немного отличаться.
Со своего склада в пункт приема Ozon

1) Соберите заказ
Зайдите в лк в раздел FBS, перейдите к «Заказам с моих складов» и выберите «Ожидают отгрузки». Найдите нужный заказ и кликните по кнопке «Собрать».

2) Передайте в доставку ваши товары
Укажите в личном кабинете удобный пункт приема Ozon и отвезите туда свою продукцию. Или дождитесь курьера и передайте товары ему.
Создание поставки Озон
Со склада Ozon

1) Создайте заявку на поставку
Зайдите в раздел FBO в лк и кликните по «Создать заявку».

2) Добавьте товары
Это можно сделать самостоятельно — вбить в поисковое поле артикул или название товара. Или с помощью XLS-файла.
Создание поставки Озон
3) Выберите удобные параметры отгрузки

Когда создадите заявку, система Ozon сразу предложит пункты для отгрузки продукции — выберите удобный. Затем решите, в какую дату и время отгружать товары. На размышления у вас будет час. Если не успеете, заявка уйдет в архив, и вам придется создать новую.
Создание поставки Озон
4) Поставьте продукцию
По времени, дате и месту, которые вы указали в заявке.
Создание поставки Озон
5) Проверьте приемку товаров
Товары окажутся в продаже не сразу. Сначала сотрудники склада проверяют продукцию на наличие ошибок и брака, считают ее количество. О результатах такого осмотра вы узнаете в личном кабинете через 2–5 дней.
Если все правильно, вам вышлют акт приемки — в нем будет указано, сколько каких товаров вы передали маркетплейсу. Если выявят недостачу или брак, вам отправят акт о расхождениях. Такой документ вы можете либо аргументированно оспорить, либо принять.
После всех этих действий ваши товары появятся на площадке Ozon и будут доступны к продаже.
Стоимость логистики Ozon

Сколько придется заплатить за перевозку товаров маркетплейсом — зависит от объемов вашей продукции в литрах. Алгоритмы рассчитывают объем автоматически, опираясь на характеристики, которые вы указали в карточке товара: вес товара, ширина, высота и длина упаковки. На сайте Ozon сможете найти калькулятор и рассчитать объем самостоятельно, а затем скачать документ в формате XLSX. Это поможет рассчитать затраты на логистику.
Калькулятор объемного веса Озон
Обратная логистика — когда от товара отказались или сделали возврат — рассчитывается так же.

Организация логистики на Ozon предоставляет продавцам гибкие возможности, которые позволяют управлять товарами и продажами. С разными схемами сотрудничества и возможностью выбора складов, селлеры могут оптимизировать процессы хранения и доставки, минимизировать затраты и максимизировать продажи. Правильная подготовка товаров к поставке и грамотный выбор схемы работы позволят вам избежать задержек и финансовых потерь.