Представьте ситуацию: компания Марии ежемесячно производила 6000 керамических ваз и успешно продавала их на одном маркетплейсе. Через год объем производства увеличился до 12 000 штук, но продавать на платформе можно только до 7000 единиц товара. Тогда Мария решила реализовать оставшиеся 5 000 ваз на других маркетплейсах. Однако она беспокоится, что из-за этого расходы слишком возрастут, и ей будет невыгодно реализовывать товары.
При продажах на нескольких маркетплейсах у селлеров могут возникать и другие опасения и проблемы. В этой статье разберем самые частые ситуации и расскажем, как их решить.
Проблема 1: Селлер неправильно выбрал категорию продукта
Названия многих категорий не совпадают с другими маркетплейсами. Например, на Ozon мужские джинсы могут быть в одной группе, а на Яндекс.Маркете — в другой. Если вы отнесете товар к неправильной, придется заплатить штраф.
Как избежать проблемы Чтобы отнести продукт к правильной категории, заранее изучите, в какую группу отнести ваш товар. Сделать это можно на сайте маркетплейса с помощью ключевых слов в поиске.
Проблема 2: Селлер выбрал не ту схему сотрудничества с маркетплейсом
Пользователи с большей вероятностью закажут товар, если у него более быстрая доставка. А она чаще становится более быстрой, если продукт доставляют покупателю со склада маркетплейса (если только вы не выбираете режим express-доставки в Яндекс Маркете). Поэтому если при работе на одном маркетплейсе вы храните продукцию на его складе, а на другом только у себя — на последнем товар может продаваться хуже.
Как избежать проблемы Старайтесь размещать продукцию на складах маркетплейса.
Проблема 3: Селлер неправильно собрал заказ
Каждая площадка предъявляет продавцам свои требования по упаковке и маркировке продукции. Если их нарушить, можно столкнуться со штрафами. Или вашу продукцию могут не принять в пункт приемки или на склад. Тогда придется переплачивать за логистику, задерживать продажи и переделывать маркировку или упаковку.
Как избежать проблемы Чтобы случайно не нарушить требований, организуйте сборку заказов для разных площадок в разных местах, тогда вероятность перепутать по-разному упакованные товары снизится.
Проблема 4: Селлер продает те же товары, что и маркетплейс
Некоторые маркетплейсы создают собственный бренд и продают под ним товары в определенной категории. Ошибкой селлера в этом случае станет продажа продукции из той же категории: площадка в первую очередь продвигает свои товары, обычный селлер не сможет конкурировать с ней. Если он попытается, продаж будет немного. Например, у Wildberries есть собственный бренд WBCare, под которым на платформе продаются косметические средства. Поэтому продавцам лучше не предлагать продукты как у самой площадки, поскольку маркетплейс сначала будет продвигать продукцию собственного бренда, а не товары конкурентов.
Как избежать проблемы Прежде чем выставлять свою продукцию на новый маркетплейс убедитесь, что площадка не продает такие же товары под собственным брендом.
Проблема 5: Селлер ошибся со сроками доставки товаров до склада
Маркетплейсы при некоторых схемах сотрудничества устанавливают 24 часа в качестве срока, за который селлер должен успеть поставить свою продукцию для приемки. Если товары не поставить вовремя, можно столкнуться со штрафами, а ваш рейтинг на площадке снизится.
Как избежать проблемы Изучите, в какие сроки должны поставить продукцию заранее и строго соблюдайте дедлайны.
Проблема 6: Селлер допускает ошибки в таблицах маркетплейса
Селлеры должны отчитываться маркетплейсам по наличию товаров: сколько продано, сколько осталось на складах, сколько возвратов и т.д. Чаще эту отчетность нужно вести в Excel-таблицах, но у разных маркетплейсов разные поля. Продавцам приходится внимательно изучать их, чтобы не допустить ошибок. Однако если заполнять поля в спешке, можно случайно ввести цифру не в то поле или ошибиться с количеством нулей и продать товар в 10 раз дешевле. Или можно забыть вычесть количество оставшегося товара на одном маркетплейсе, если продукты приобрели на другом. В любом случае ошибка может стоить селлеру крупной суммы. Как избежать проблемы При высоких оборотах можете использовать специальные программы для учета остатков: их можно приобрести на самом маркетплейсе или найти внешние ресурсы.
Чтобы избежать ошибок и неприятных последствий при продаже товаров на нескольких маркетплейсах, заранее подготовьтесь к продажам и внимательно изучите правила каждой платформы. Неправильная категоризация товара, несоблюдение требований по упаковке, выбор неподходящей схемы сотрудничества или конкуренция с продуктами самого маркетплейса — все это может привести к штрафам и убыткам. Заблаговременно изучите нюансы площадок и минимизируете риски.