Как сформировать артикул для товара на маркетплейсе
Получите бесплатную консультацию:
Алексей изготавливает натуральное мыло и планирует продавать его на Ozon и Wildberries. В карточке товара на маркетплейсе ему необходимо указать артикул — уникальный код, состоящий из букв и цифр. В этой статье объясним, что такое артикул, как его создать и какую информацию он должен содержать.
Артикул — что это: простыми словами

Артикул — это уникальный код вашего продукта, который идентифицирует ваш товар на маркетплейсе или в любом магазине. Этот код может содержать в себе буквы, цифры и специальные символы — все это зашифрованная информация о производителе и характеристиках продукта. Например, в артикуле S-1234-2021 «S» обозначает категорию товара «Спорт», «1234» — номер модели, а «2021» — год выпуска.
Существуют и «неговорящие» артикулы — это просто набор символов, по которому можно найти товар. Шифров в нем нет.
Артикул WB
На упаковках товаров обычно оставляют артикулы в формате штрих кодов: это те же самые обозначения, только графические. Этот формат позволяет считывать артикул с помощью сканера, чтобы фиксировать разные операции с продуктом в программе учета: поступление на склад, списание из-за брака и т.д. Под штрих кодом также указывается и сам артикул:
Штрихкоды для маркетплейсов
Какие функции есть у артикула

Артикулы товаров помогают маркетплейсам и магазинам управлять ассортиментом:

  • Быстро находить определенный товар на витрине, на складе или в каталоге магазина
  • Проводить аналитику по конкретным товарным позициям и категориям продукции
  • Перемещать товары между складами и следить за остатками на них
  • Принимать участие в акциях маркетплейса, чтобы они действовали на конкретные товары

Артикулы помогают избежать разногласий между селлерами, сотрудниками маркетплейса, поставщиками и покупателями — благодаря им ни у кого не возникает вопросов, о каком конкретном товаре идет речь. Например, покупатель желает обменять обувь на такую же модель, но другого размера. Все товары хранятся на одном складе в одинаковых коробках. Если бы не было артикула, пришлось бы открывать каждую коробку, чтобы найти нужный товар для замены. Поэтому артикулы используют в документации и в системах учета продукции.

Эксперты рекомендуют: если хотите быстро находить товар на складе, помимо цифр используйте в артикуле буквенные обозначения, созвучные с названием. Рассмотрим пример с канцелярскими товарами. Если указать только маркировку "KT" (kantselyarskie tovary) и номер товара, нужный придётся искать среди множества похожих наименований. Если же обозначить субгруппу, например "HB" (ручки и блокноты), то найти её будет намного проще. Артикул будет выглядеть так: KTHB1289504K.
Какие есть виды артикулов

Всего существует три вида:
  1. SKU (Stock Keeping Unit). Чаще всего этот код составлен из восьми символов и используется только внутри фирмы: то есть он не стандартизирован для международной торговли.
  2. EAN (European Article Number). Этот код обычно состоит из 8–13 цифр, и его можно применять на международном уровне.
  3. UPC (Universal Product Code). Состоит из 12 цифр. Его можно использовать на международном рынке, но чаще его можно встретить в Канаде и Соединенных Штатах.

Если торгуете не только в России, но и за границей — у вас обязательно должен быть второй или третий вид артикула. Обратите внимание: их выдают только производителям, поэтому нужно будет запросить код у них. В цифровом обозначении шифруются: сам товар и производитель, страна и контрольная цифра.
Артикулы товаров для маркетплейсов
Создаем артикул: пошаговая инструкция

Чтобы создать максимально удобный артикул, выполните эти шаги:
  1. Решите, какие данные о товаре хотите внести в артикул: страну, цвет, материал продукта и т.д.
  2. Придумайте обозначения. Для каждой характеристики придумайте понятные сокращения и символы. Например, для обозначения цвета используйте буквы: R — красный, B — синий, G — зеленый.
  3. Подумайте, как выстроить логику расположения символов в артикуле. Например, сначала укажите код производителя, затем категорию товара, тип товара, цвет и размер.
  4. Сгенерируйте артикулы. Можете сделать это вручную или, например, с помощью бесплатного генератора. На маркетплейсах также можно автоматически сгенерировать артикул.
  5. Привяжите артикулы к товарам на маркетплейсе и в своих системах CRM.

Помните также, что чем проще артикул, тем удобнее будет пользоваться им в будущем.

Следите, чтобы ваши артикулы были уникальными: это поможет избежать путанницы. На некоторых маркетплейсах для каждого товара также может существовать сразу два артикула: продавца и маркетплейса:
Артикулы продавца и маркетплейса
Создание артикула для товара на маркетплейсе — важный шаг для упрощения управления ассортиментом, учета и логистики. Если вы занимаетесь изготовлением продукции, как, например, Алексей с его натуральным мылом, вам необходимо создать уникальный и логичный код, который позволит легко идентифицировать товар. Это не только облегчит поиск и учет товара, но и повысит эффективность вашей работы на маркетплейсе.